OEM-одобрения моторных масел новых категорий API CK-4 и FA-4


Для рынка моторных масел 2017 год будет годом значительных перемен и его можно смело назвать годом новой категории моторных масел API CK-4. Новый стандарт моторных масел PC-11 уже внес достаточное количество путаницы и неразберихи среди водителей и владельцев автопарков по поводу необходимости использования моторных масел этой категории.

Складская логистика является крайне важным аспектом деятельности для владельцев больших автопарков. Они однозначно предпочли бы одно моторное масло, как для старых дизельных двигателей, которых, учитывая срок их службы, еще достаточно долгое время будет большой процент от общего количества, так и для новых двигателей, установленных в автомобилях, которые будут постепенно пополнять составы автопарков. И у них нет никакого желания иметь запасы моторных масел новейшей категории API FA-4 для нескольких автомобилей, которые составляют меньше 5% от всей численности автопарка.

На сегодняшний момент, несмотря на любые увещевания OEM-производителей, большинство конечных пользователей пока не уверены насчет того, что возможная прибыль от повышения топливной эффективности стоит рисков снижения работоспособности дизельных двигателей при использовании моторных масел пониженной вязкости. Подобные предубеждения, не имеющие под собой реальной основы, до сих пор часто выстаивают даже под натиском результатов значительных полевых испытаний, которые вполне однозначно показывают, что моторные масла новых категорий API защищают двигатель также хорошо даже при пониженном классе вязкости.

В создавшейся ситуации наиболее здравым компромиссом выглядит использование моторных масел API CK-4 SAE 10W-30 вместо привычных масел API CJ-4 SAE 15W-40, которые на сегодняшний день составляют приблизительно 80% продаж дизельных моторных масел. Это позволит без потерь в обеспечении надежности работы двигателей получить дополнительную топливную эффективность и снизить операционные расходы владельцев автотранспортных средств. В то же время, это позволит снизить выбросы парниковых газов, что и является основной движущей силой продвигающей новый стандарт PC-11.

С течением времени конечные пользователи, опираясь уже на свой опыт использования моторных масел с пониженным классом вязкости, постепенно начнут чувствовать себя более уверенно при их использовании. Этот факт, а также то, что составы автопарков будут все вбирать в себя все большее количество автотранспортных средств с новейшими дизельными двигателями, неизбежно приведет к тому, что потребители окончательно одобрят и примут моторные масла категории API FA-4. Однако, учитывая сроки службы дизельных двигателей, этот процесс потребует значительного времени.

К моменту финальной стадии развития стандарта API PC-11 большинство игроков масляного рынка анонсировали планы замены продуктов, а значительная часть OEM-производителей выпустила свои собственные спецификации, которые основаны на требованиях новых категорий моторных масел API CK-4 и FA-4 для дизельных двигателей, которые разработаны под требования по ограничению выбросов парниковых газов. Кроме того, некоторые из них начали предоставлять рекомендации по обратной совместимости новых продуктов с их более старыми моделями дизельных двигателей. Определенное количество производителей объявило об увеличении интервалов замены моторных масел, которые соответствуют их новым OEM-спецификациям.

Большинство подобных заявлений относится к категории API CK-4, однако совершенно ясно, что в перспективе применение продуктов категории API FA-4 будет стремительно расти. Это объясняется тем, что с течением времени количество новейших дизельных двигателей, разрабатываемых с учетом требований по снижению выбросов парниковых газов, будет увеличиваться, а обслуживание старых двигателей постепенно будут прекращаться. Кроме того, OEM-производители уже приступили к разработке дизельных двигателей нового поколения, которые выйдут на рынок в пределах 2020-2025 гг. Все они ориентированы на использование моторных масел классов вязкости 5W-XX с низким значением параметра высокотемпературной вязкости HTHS для заводской заливки, чтобы соответствовать все более жестким требованиям по топливной эффективности и ограничению выбросов.

В таблице приведены спецификации OEM-производителей, которые уже выпущены:

 Производитель  API CK-4  API FA-4
Cummins CES 20086 CES 20087
Detroit Diesel DFS 93K222 DFS 93K223
Volvo / Mack / Renault  VDS-4.5/EOS-4.5/RLD-4  пока нет
Ford  WSS-M2C171-F1  нет

Так, например, представители Ford еще в сентябре 2016 года объявили, что для своих двигателей они не будут рекомендовать моторные масла непосредственно соответствующие категории API CK-4. Вместо этого они выпустили свою собственную спецификацию и рекомендуют к использованию в своих дизельных двигателях масла как категории API CK-4, так и категории API CJ-4, которые соответствуют спецификации WSS-M2C171-F1. Новая спецификация Ford включает ограничение на содержание фосфора в размере 0,1%.

Соответствие моторных масел новой спецификации может быть подтверждено с помощью проверенных эксплуатационных характеристик или с помощью нового теста на износ клапанов на двигателе Ford 6.7L, который должен быть представлен в первом квартале 2017 года.


Cummins анонсировал две новые спецификации моторных масел в соответствии со стандартом API PC-11 - Cummins Engineering Standard (CES) 20086 (CK-4), которая является обновленной версией CES 20081 (CJ-4), и рекомендуется для всех двигателей, использующих дизельное топливо Ultra-Low Sulfur Diesel (ULSD) и масла, соответствующие спецификации CES 20081. Масла CES 20086 будет выпускаться преимущественно с вязкостями 10W-30 и 15W-40, а также в других традиционных классах вязкости. Их можно использовать для заливки и доливки на более старых двигателях. Они будут иметь более высокую окислительную стабильность в соответствии с тенденцией повышения тепловой нагрузки в современных турбированных дизельных двигателях. Масла CES 20086 будут рекомендоваться для большинства двигателей Cummins.

CES 20087 (FA-4) - это новое масло с низкой вязкостью, которое должно обеспечить дополнительную экономию топлива, но не будет совместимо со всеми двигателями. CES 20087 (FA-4) будет предлагаться в первую очередь с вязкостью 10W-30, в дальнейшем будут доступны в вязкости 5W-30. Низкие значения параметра динамической вязкости HTHS масел категории API FA-4 обеспечивают более тонкую масляную пленку и уменьшает трение внутри двигателя (которое может быть весьма значительным при определенных рабочих нагрузках), что повышает экономию топлива.

Для каждой модели двигателя Cummins 2017 г. будет приниматься индивидуальное решение о том, масло какой категории для него рекомендовать. В соответствии с этим будет обновляться Руководство пользователя. Так например, двигатель Cummins X-15 2017 г. будет совместим с моторными маслами рекомендоваться масло CES 20087 10W-30, однако для этого двигателя будут рекомендоваться масла CES 20086 10W-30.


Volvo Trucks North America предложит новые моторные масла для своих двигателей D11, D13 и D16, отвечающее новой спецификации Volvo VDS-4.5 и превосходящие новую спецификацию API CK-4. Представители Volvo заявляют, что при использовании моторных масел, соответствующих новой спецификации VDS-4.5, будут увеличены интервалы замены, что, в свою очередь, позволить уменьшить операционные затраты и увеличить время безотказной работы. При разработке спецификации VDS-4.5 были проведены многочисленные тесты, результаты которых подвергались тщательному анализ, чтобы убедиться, что изменения соответствуют строгим стандартам надежности и производительности. При той же вязкости 10W-30, что используется в настоящее время для заводской заливки, в соответствии с новой спецификации VDS-4.5 будет повышена термоокислительная стабильность и увеличено сопротивление аэрации. Моторные масла, соответствующие новой спецификации VDS-4.5 будут обратно совместимы с предыдущими моделями двигателей, отвечающих более ранним стандартам по ограничению вредных выбросов.

Для каждого из трех рабочих циклов - дальнего, регионального и крупногабаритного - в зависимости от расхода топлива, рекомендованы новые интервалы замены масла при использовании моторных масел, соответствующих новой спецификации VDS-4.5. Эти интервалы теперь составляют 55 000 миль для дальних перевозок, 40 000 миль для региональных и 30 000 миль для тяжелых.

Учитывая, что срок службы транспортного средства превышает 600 000 миль, новые увеличенные интервалы замены моторного масла позволят владельцам автопарков пропустить от 4 до 16 замен масла в зависимости от рабочего цикла по сравнению с предыдущим графиком технического обслуживания. Это позволит сэкономить значительные суммы даже для при использовании самых легких циклов нагрузки.

Для конечных пользователей, решивших использовать моторные масла, соответствующие предыдущей спецификации Volvo VDS-4 (API CJ-4), текущие интервалы замены масла останутся на предыдущем уровне. Также в случае, если время простоя двигателя превышает 30%, необходимо использовать короткий интервал замены масла.

Спецификация, соответствующая новой категории моторных масел API FA-4 не выпущена. Также не рекомендуется использование моторных масел, соответствующих ей, как в новых, так и предыдущих моделях дизельных двигателей Volvo и MACK.

Для двигателей MACK и RENAULT выпущены спецификации EOS-4.5 и RLD-4, обе основаны на новой категории API CK-4. При использовании моторных масел, соответствующих этим спецификациям, анонсировано увеличение интервала замены масла на 10 000 миль (с 45 000 до 55 000).


Detroit Diesel Corporation выпустила два новых стандарта моторных масел DFS 93K222 (CK-4) и DFS 93K223 (FA-4). Моторные масла, соответствующие спецификации DFS 93K223 (FA-4) одобрены для новых двигателей моделей 2017 года, а также для дизельных двигателей предыдущих моделей, отвечающим требованиям EPA 10 и EPA 13Detroit Diesel Corporation начнет выпуск новых моделей двигателей, для которых рекомендуются моторные масла, соответствующие новой спецификации DFS 93K223 (FA-4), начиная с середины декабря 2016 года.

Компания не анонсировала увеличения интервалов замены масла, однако, рекомендует использовать масла, соответствующие новым спецификациям, для новых двигателей. Detroit Diesel Corporation, входящая в концерн Daimler, утвердила обратную совместимость моторных масел, соответствующих новой категории API CK-4, предыдущих моделей дизельных двигателей в грузовиках Freightliner и Western Star.


Navistar Int. не имеет собственной программы сертификации моторных масел. На большинстве автобусов и грузовиков Navistar устанавливаются двигатели Cummins, соответственно и рекомендации по применению масел такие же, как у Cummins, включая увеличенный интервал замены масла.

Для собственного дизельного двигателя модели N13 Navistar Int. рекомендует моторные масла, соответствующие новой категории API CK-4. Моторные масла, соответствующие новой категории API FA-4 одобрены только для новых моделей двигателей, разрабатываемых под обновленные требования по ограничению выбросов парниковых газов. Автобусы и грузовики Navistar будут заправляться на заводе дизельным моторным маслом API CK-4 вязкости 10W-30.


PACCAR Inc. использует требования категорий API для своих спецификаций моторных масел. На автомобили Kenworth и Peterbilt устанавливаются дизельные двигатели PACCAR MX или Cummins. С середины сентября 2016 года оба двигателя на заводе будут заправляться моторным маслом API CK-4 вязкости 10W-30.

На грузовиках PACCAR с новыми дизельными двигателями Cummins X-15 могут использоваться моторные масла, соответствующие спецификации CES 20087 (FA-4). Однако, PACCAR еще не комментирует использование моторных масел, соответствующих категории API FA-4 для двигателей PACCAR MX 2017 модельного года или предыдущих моделей.