Совместимость моторных масел новых категорий CK-4 и FA-4 с российским дизельным топливом.


Новые моторные масла категорий API CK-4 и API FA-4 относятся к классу Low SAPS. Для эффективной работы в двигателе они нуждаются в применении топлива с низким или сверхнизким содержанием серы. Топливо с содержанием от 500 до 15 мг/кг серы называется низкосернистым. А топливо с содержанием менее 15 мг/кг серы называются сверхнизкосернистым.

Рассмотрим возможности использования моторных масел категорий API CK-4 и API FA-4 с дизельным топливом, производимом в РФ. 31 декабря 2012 года вступил в силу Технический регламент Таможенного Союза ТР ТС 013/2011 "О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту". Он устанавливает требования к топливу в целях обеспечения защиты жизни и здоровья человека, охраны окружающей среды, предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей относительно назначения, безопасности и энергетической эффективности топлива. В Приложении 3 ТР ТС 013/2011 устанавливаются 4 экологических класса дизельного топлива в зависимости от содержания серы.

В настоящее время на территории РФ выпускается дизельное топливо, соответствующее требованиям ГОСТ 305-2013 и ГОСТ 32511-2013:

  • ГОСТ 305-2013 "Топливо дизельное. Технические условия" устанавливает в зависимости от условий применения марки дизельного топлива – летнее (Л), межсезонное (Е), зимнее (З), арктическое (А). По этому стандарту выпускается топливо 2 экологических классов с содержанием серы 2000 мг/кг (К1) и 500 мг/кг (К2). При этом топливо с содержанием серы 2000 мг/кг предназначено только для поставок по государственному оборонному заказу или на экспорт. Оно не допускается к реализации через автозаправочные станции общего пользования. И встретить его на дороге при нормальной эксплуатации автотранспорта невозможно.
  • ГОСТ 32511-2013 "Топливо дизельное ЕВРО. Технические условия" допускает выпуск в оборот топлива следующих экологических классов: К3 (содержание серы не более 350 мг/кг); К4 (содержание серы не более 50 мг/кг) и К5 (содержание серы не более 10 мг/кг). Дизельное топливо классов К3К4К5 предназначено для реализации через автозаправочные станции общего пользования. Соответственно информацию об экологическом классе приобретаемого топлива потребитель получает в кассовом чеке.

Статья 3 ТР ТС 013/2011 устанавливает обязанность продавца предоставлять покупателю информацию о наименовании и марке топлива, включая его экологический класс. Причём эта информация должна быть отражена и в кассовых чеках. Информация об экологическом классе используемого дизельного топлива важна, в первую очередь, потребителю, использующему моторные масла категории Low SAPS. Новые масла API CK-4 и API FA-4 относятся к категории Low SAPS. О возможности их использования с дизельным топливом, производимом в РФ, даёт представление следующая таблица:

Как мы видим масла категории API CK-4 могут использоваться со всеми видами дизельного топлива ГОСТ 32511-2013, реализуемого через розничную сеть, аналогично маслам более ранней категории API CJ-4. Они могут также использоваться с дизельным топливом ГОСТ 305-2013 второго экологического класса. Однако, эти масла не предназначены для использования с топливом ГОСТ 305-2013 с содержанием серы более 500 мг/кг.

Что касается моторных масел API FA-4 то для них подходит только дизельное топливо ГОСТ 32511-2013 пятого экологического класса с содержанием серы менее 10 мг/кг.