-
тест на аэрацию ASTM D6894 заменен на Caterpillar C13 Aeration test (ASTM D7549), как на более жесткий. Аэрация - это насыщение моторного масла кислородом в процессе работы дизельного двигателя. Чем меньше образуется пузырьков воздуха в работающем моторном масле, тем лучше, а те пузырьки, что все-таки образовались, должны как можно быстрее исчезнуть. Наличие таких пузырьков в масле крайне сильно влияет на износ цилиндро-поршневой группы (поршни, кольца и гильзы цилиндров). -
тест на окисление Sequence IIIF (ASTM D6894) заменен на тест MACK T-13 (ASTM D8048). Помимо того, что в новом тесте установлены более жесткие пределы допустимых значений, у этих двух тестов есть еще одно принципиальное отличие. Предыдущий тест проводился на бензиновом двигателе даже при тестировании масел для дизельных двигателей. Тест MACK T-13 (ASTM D8048) проводится на дизельном двигателе, что гораздо лучше имитирует реальные условия эксплуатации.
В чем суть принципиальных отличий новой категории PC-11 от предыдущей категории CJ-4? Новая категория полностью основана на предыдущей, но было введено два новых моторных теста и был ужесточен один лабораторный тест, были введены новые минимальные требования для его прохождения.
Таким образом, мы разобрались в том, какие изменения произошли в лабораторных и моторных испытаниях при сертификации по новой категории PC-11. Теперь настало время обратить внимание, на тот факт, что сама по себе категория PC-11 подразделяется на две подкатегории.
Давайте вернемся к таблице классов вязкости стандарта SAE J300. Обратите внимание на тот факт, что для 40-го класса вязкости указаны два пороговых значения параметра HTHS. Это применимо к моторным маслам "мультигрейд", которые имеют принадлежность как к зимнему, так и к летнему классу вязкости. Так вот, для разных зимних классов вязкости при сочетании с 40-м летним классом вязкости пороговые значения параметра HTHS имеют разные значения. Это наглядно продемонстрировано на следующем рисунке.
Параметр HTHS является тем самым параметром, по которому различаются между собой сервисные категории CK-4 и FA-4. На приведенном рисунке мы видим слева шкалу кинематической вязкости при 1000С, а справа шкалу высокотемпературной вязкости при высокой скорости сдвига. Обратим внимание на 30й класс вязкости. Можно легко заметить, что категория CK-4 находится в том же диапазоне вязкости, что и категория CJ-4, при этом параметр HTHS для них должен быть не ниже 3.5. Спецификация же FA-4, которая по сути является той же самой категорией CK-4 с точки зрения эксплуатационных свойств, но различается пороговыми значениями HTHS, что как раз обеспечивает экономию топлива. Значение параметра HTHS для категории FA-4 установлено в пределах от 2.9 до 3.2 сантипуаза.