Отличие новых категорий PC-11 от существующей CJ-4


Давайте попробуем рассмотреть подробнее отличие новых категорий моторных масел CK-4 и FA-4, ранее известных как PC-11 A и B от самой современной из существующих категории моторных масел для дизельных двигателей CJ-4.

Рассмотрим изменения в списке тестов и/или как изменились пределы допустимых значений при прохождении тестов для сертификации по сервисной категории PC-11 по сравнению с сертификацией на соответствие сервисной категории CJ-4.

Сначала рассмотрим тесты лабораторных испытаний. Для классификации по сервисной категории CJ-4 проводилось 9 тестов. Все они действительны и для сертификации по сервисной категории PC-11, но для теста на стабильность к сдвигу (ASTM D7109) введены новые, более жесткие, нормативы. Это обусловлено тем, что стабильность к сдвигу - способность масла сохранять постоянную величину вязкости под воздействием высокой деформации сдвига при эксплуатации - параметр, который приобретает особо важное значение в связи с теми изменениями в конструкции дизельных двигателей, которые мы обсуждали чуть ранее - уменьшение рабочего объема двигателя, увеличение мощности, снижение пика крутящего момента, повышение температуры масла.

Рассмотрим моторные испытания по категории PC-11. Тут также за основу взяты тесты классификации по категории CJ-4, но изменений чуть больше, чем в лабораторных испытаниях. Все моторные тесты, которые использовались для сертификации по категории CJ-4, сохранены, кроме двух. Произведена следующая замена:

  • тест на аэрацию ASTM D6894 заменен на Caterpillar C13 Aeration test (ASTM D7549), как на более жесткий. Аэрация - это насыщение моторного масла кислородом в процессе работы дизельного двигателя. Чем меньше образуется пузырьков воздуха в работающем моторном масле, тем лучше, а те пузырьки, что все-таки образовались, должны как можно быстрее исчезнуть. Наличие таких пузырьков в масле крайне сильно влияет на износ цилиндро-поршневой группы (поршни, кольца и гильзы цилиндров).
  • тест на окисление Sequence IIIF (ASTM D6894) заменен на тест MACK T-13 (ASTM D8048). Помимо того, что в новом тесте установлены более жесткие пределы допустимых значений, у этих двух тестов есть еще одно принципиальное отличие. Предыдущий тест проводился на бензиновом двигателе даже при тестировании масел для дизельных двигателей. Тест MACK T-13 (ASTM D8048) проводится на дизельном двигателе, что гораздо лучше имитирует реальные условия эксплуатации.

В чем суть принципиальных отличий новой категории PC-11 от предыдущей категории CJ-4? Новая категория полностью основана на предыдущей, но было введено два новых моторных теста и был ужесточен один лабораторный тест, были введены новые минимальные требования для его прохождения. 

Таким образом, мы разобрались в том, какие изменения произошли в лабораторных и моторных испытаниях при сертификации по новой категории PC-11. Теперь настало время обратить внимание, на тот факт, что сама по себе категория PC-11 подразделяется на две подкатегории.

Давайте вернемся к таблице классов вязкости стандарта SAE J300. Обратите внимание на тот факт, что для 40-го класса вязкости указаны два пороговых значения параметра HTHS. Это применимо к моторным маслам "мультигрейд", которые имеют принадлежность как к зимнему, так и к летнему классу вязкости. Так вот, для разных зимних классов вязкости при сочетании с 40-м летним классом вязкости пороговые значения параметра HTHS имеют разные значения. Это наглядно продемонстрировано на следующем рисунке.

Параметр HTHS является тем самым параметром, по которому различаются между собой сервисные категории CK-4 и FA-4. На приведенном рисунке мы видим слева шкалу кинематической вязкости при 1000С, а справа шкалу высокотемпературной вязкости при высокой скорости сдвига. Обратим внимание на 30й класс вязкости. Можно легко заметить, что категория CK-4 находится в том же диапазоне вязкости, что и категория CJ-4, при этом параметр HTHS для них должен быть не ниже 3.5. Спецификация же FA-4, которая по сути является той же самой категорией CK-4 с точки зрения эксплуатационных свойств, но различается пороговыми значениями HTHS, что как раз обеспечивает экономию топлива. Значение параметра HTHS для категории FA-4 установлено в пределах от 2.9 до 3.2 сантипуаза.